Одному из наших американских коллег попался в руки старый журнал Model Railroader за сентябрь 1962 года, с описанием очень интересного макета в ТТ. Мне это показалось интересным.
====================================================
Железная дорога Tomahawk Trail Railroad ("Тропа Томагавка") - это просто красотища!
Model Railroader, сентябрь 1962 г.
Ллойд Чёрч не только построил хорошо деталированную железную дорогу, но разработал для работы с ней то, что может оказаться первым импульсным источником питания. Более ранние эксперименты Ллойда отражены в зданиях на макете.
Уитни Тауэрс. Фотографии автора.
(Примечание: железной дороги Tomahawk Trail Railroad в реальности не существует. В 1957 г. в США вышел фильм-вестерн с таким названием).
Ллойд Чёрч из Лос-Анжелеса, штат Калифорния, который получил премию Президента NMRA 1960-61 г за свои работы по программе Inspection, известен многим железнодорожным моделистам всех масштабов как "Мистер ТТ", и его железная дорога Tomahawk Trail Railroad демонстрирует мастерство в его настоящем смысле. Часто случается, что моделисты в масштабе H0 смотрят завистливыми глазами на своих братьев в масштабе 0, с мыслями о том, что в более крупном масштабе было бы возможно выполнить больше деталей, но Ллойд ухитрился впихнуть мелкие детали в каждую из множества своих моделей, с такой деталировкой, которая является предметом зависти многих других моделистов.
Система Tomahawk Trail на самом деле включает в себя четыре железные дороги, которые ведут из Лос-Анжелеса в Бэйфилд, штат Висконсин. Они охватывают не только несколько тысяч миль, но еще и свыше полувека истории железнодорожного дела. Эта железная дорога имеет свое предназначение, не только в нашем нормальном общепринятом смысле, которое состоит из перевозки пассажиров и груза, но также и в том смысле, что для Ллойда она возвращает его на годы назад, в его родной город детства Бэйфилд.
Поскольку Ллойд теперь живет в Лос-Анжелесе, что может быть лучше в качестве конечной станции для модельной железной дороги, чем вымышленный город La Chiquita на калифорнийском берегу? Находящееся поблизости локомотивное депо Tomahawk Trail со своим 120-футовым (36.5 м) поворотным кругом, каменным зданием депо и более современным кирпичным зданием для тепловозов, где обслуживаются локомотивы для всех четырех железных дорог, является стартовой точкой для путешествия в Бэйфилд и в начало 1900-х.
Первую часть путешествия обслуживает железная дорога Union Pacific, запуская сочлененный паровоз Challenger до Омахи. Задержитесь, чтобы посмотреть поближе на этот огромный паровоз 4-6-6-4 номер 3925. Обратите внимание. что прожектор и таблички с номером локомотива светятся, хотя локомотив стоит на станции. Вырезанный из дерева кочегар (помощник?) дотягивается и щелкает выключателем на верхней части деталированного котла, и огни гаснут. Высокочастотная подсветка делает возможным постоянное освещение, даже если поезд не едет - это то, о чем думали многие моделисты, но то, что не часто встречается в любых масштабах. Эти работающие таблички с номером сделаны из плексигласа, покрашенного в черный цвет, за исключением освещенных сзади мест, где нанесен номер локомотива. Если вы работаете в H0 и вам трудно смонтировать лампочку размером с зерно пшеницы в один из ваших прожекторов, вообразите проблемы, которые возникают, когда вы работаете в масштабе "1/10 дюйма" (т.е. ТТ). Ллойд помещает лампочку в трубочку и использует пруток из прозрачного плексигласа ("люцита") (т.е. световод), чтобы передать свет в прожектор.
Хотя помощник машиниста выключил прожектор, вы заметите, что кабина по-прежнему освещена. Да, у нее есть своя собственная лампочка и выключатель., так что машинист и помощник могут изучать свои поездные приказы. А если вы откроете дверцу топки, вы увидите красный отсвет огня. Эта изумительная модель, которая построена с использованием коммерчески доступного набора-кита в качестве стартовой точки, имеет дышла и кривошипно-шатунный механизм из нейльзибера, огни на локомотиве и тендере с управлением от выпрямителя, и все изобилие труб, которые показали нам фотографы исходного локомотива номер 3925 дороги UP. Вся литая деталировка на котле была срезана и заменена индивидуально изготовленными латунными деталями и латунной (медной) проволокой подходящего размера.
Когда Union Pacific покидает нас в Омахе, к цепочке вагонов прицепляется блестящий тепловоз дороги Chicago&North Western, чтобы следовать в Чикаго. Эти построенные с нуля пассажирские вагоны с внутренней деталировкой и светом также являются произведением искусства. Созданные из "стрэтмортских" листов (судя по всему, материал наподобие шпона или тонкой древесины), наложенных так, чтобы обеспечить все важные детали окон, они имеют выпуклые заклепки, поясной молдинг, и все особенности тяжелых пассажирских вагонов конца тридцатых годов.
В Чикаго мы пересаживаемся, и садимся на поезд дороги Chicago, St.Paul, Minneapolis&Omaha, более широго известной как "Омаха", чтобы проехаться в ее оранжевых вагонах за величавым паровозом Pacific. Как и всех паровозов Ллойда, у этого локомотива есть переключающиеся при изменении направления движения огни, работающие таблички с номером и опознавательные огни, и в изобилии замысловатые детали, которые нечасто можно встретить на большинстве моделей, за исключением наиболее тщательно выполненных. Пока Pacific мчится на север в Висконсин, мы расслабляемся на сиденьях из настоящего плюша (сделанного из промокашки) и опираемся локтями на подоконники из красного дерева (липа, обработанная красно-коричневой морилкой) в вагоне, который во времена своей постройки был, конечно, гордостью вагоностроительной компании Pullman's Chicago Works.
На узловой станции Bayfield Junction ("Примыкание Бэйфилд") мы пересаживаемся в пассажирские вагоны с открытыми площадками железной дороги Bayfield Transfer RR для короткой поездки в Бэйфилд. Тут мы переносимся в другую эру, вслед за изящным паровозом American (4-4-0), локомотивом, построенным с нуля, за исключением движущих (сцепных) колес, мотора, лампочек, проводов и крепежных винтов. Наш помощник машиниста, который всю дорогу высовывается из своего окна, облокотясь на подоконник и положив подбородок на руки, вырезан из липы, как и вся наша поездная бригада в этом рейсе. Наш машинист всю поездку держит руку на длинной рукоятке и высовывается из окна, чтобы видеть сигналы. Да, эта дорога оборудована сигналами, и все стрелки подсвечены зеленым или красным в зависимости от того, переключены ли они на главный путь или на боковую ветку.
Несколько лет назад Ллойд Чёрч экспериментировал с идеей прерывания 12-вольтового электропитания с меняющейся частотой и прерываниями, чтобы управлять скоростью своих поездов. В своих экспериментах он использовал контакты прерывателя и клиновидные коммутаторы. Другой калифорниец делал примерно то же самое примерно в то же время, но мы совершенно уверены, что Ллойд первым сознательно использовал этот вид "импульсного питания" для управления движением поездов на низких скоростях.
Станция La Chiquita построена в типичном "миссионерском" архитектурном стиле и является смесью трех разных станций дороги AT&SF в Калифорнии. Секция с залом ожидания, со своим характерным входом, накрытым козырьком, сделана по образцу станции в Сан-Диего. Проход с аркой с левой стороны взят со станции Пасадена, а багажное отделение изображает станцию Олива (Olive) в Калифорнии. Крыша вырезана вручную.
Единственный дизельный локомотив на дороге Tomahawk Traill - это F-7 отделения Electro-Motive компании General Motors, на который нанесена раскраска и надписи дороги Chicago&North Western. На этой фотографии локомотив высовывает свой нос из депо La Chiquita и направляется на 120-футовый поворотный круг. Локомотив будет затем прицеплен к голове поезда, направляющегося в Бэйфилд. Состав был сформирован раньше шестиколесным маневровым паровозом дороги Tomahawk Trail.
Построенный с нуля маневровый паровоз номер 15 дороги Omaha заправляется углем у угольной башни Tomahawk Trail. Башня - еще одна "составная" конструкция, включающая в себя отличительные особенности нескольких башен, модифицированных, чтобы уместиться на доступном пространстве.
Когда мы прибываем в Бэйфилд, мы бросаем мимолетный взгляд на лесопилку R.D.Pike, расположенную в Редклиффе.В наступающих сумерках печь для сжигания опилок загорается и ярко вспыхивает, только затем чтобы снова погаснуть. Здесь Ллойд использовал биметаллическую полоску с красными и светло-янтарными лампочками, чтобы имитировать всполохи пламени. Вместо того, чтобы переключаться с красного на янтарный с неизменным постоянством, как можно было предположить, Ллойд добился более реалистичного эффекта неравномерных всполохов пламени, пропуская большой ток через биметаллическую полоску до тех пор, пока она не потеряла свою естественную упругость и неравномерно замыкает и размыкает контакт для лампочек.
Из за своего чрезвычайно малого размера детали лесопилки R.D.Mill представляют особый интерес: работающая тележка пилорамы, которая движется по своим направляющим, чтобы переместить бревно за полотно пилы; каменные глыбы и зажимные колодки, чтобы поворачивать бревно и безопасно направлять его в нужное место, так что зажимы держат его, пока бревно распиливается; пара циркулярных обрезных пил, регулируемых по растоянию, чтобы можно было отпиливать доски разной длины, сортировочный стол с бесконечным цепным приводом для сортировки и классификации пиломатериалов; сгорающие опилки, подающиеся в печь по трубам через полноценную систему сбора и улавливания опилок; цепной транспортер, который переносит куски горбыля от ленточной пилы к печи. На площадках для сушки мы видим людей, вырезанных из липы, аккуратно укладывающие пиломатериалы в штабели и помещающих узкие 1-дюймовые поперечины в штабель, так, чтобы все поверхности соприкасались с воздухом.
Сойдя с нашего поезда в Бэйфилде, мы обнаруживаем типичную станцию маленького городка. В этом случае она точно соответствует своему месту, и даже количество досок в обшивке и слоев рубероида в кровле то же самое, что у прототипа. Поскольку это конец железнодорожной линии, вы можете поинтересоваться стендом для поездных приказов, смонтированным на карнизе над офисом станционного агента. Можно лишь предположить, что когда был выдан контракт на строительство станции, в штаб-квартире автоматически включили туда все элементы стандартной конструкции станции, вне зависимости от того, нужны они или нет. Может быть, кто-нибудь, живущий в районе Бэйфилда, мог бы проехать мимо этой станции и посмотреть, находится ли по-прежнему на месте щит для приказов.
Интерьер выполнен с высокой деталировкой, включая стены и перегородки, отделяющие багажное отделение от небольшого зала ожидания, а через решетку кассы можно видеть офис станционного агента с небольшим сейфом в углу, билетными книжками на стойке и даже накладной, которую заполняют на столе. За окном эркера виден неизменный телеграфный ключ и слуховой телеграфный аппарат, и рычаги и тяги, чтобы управлять щитом для поездных приказов. На стене висит календарь, который выполнен в масштабе 1:12 0 ("1/10 дюйма"), и поэтому его очень трудно прочесть без лупы. Детали станционного интерьера завершают отполированные медные плевательницы по углам.
У этой каменной электростанции изящные полукруглые окна, это здание, типичное для эпохи 1910-х. Более современная пристройка слева создает притягательную смесь старинного и нового. В электростанции находятся два турбогенератора, которые на самом деле представляют собой два смонтированных на поверхности стрелочных привода.
Лесопилка R.D.Pike, которая расположена неподалеку от Бэйфилда, имеет такие особенности, как отсвечивающий "огонь" в печи и работающая тележка пилорамы, которая передвигает бревна к полотну ленточной пилы.
Станция Бэйфилд, так знакомая автору по его детским годам, воспроизведена точно - вплоть до правильного числа досок в обшивке и слоев рубероида. Интерьер модели выполнен со всеми деталями.
Снаружи, на Первой Стрит, мы обнаруживаем, что здания, стоящие по периметру этого квартала, точно воспроизводят улицу такой, какой она была в начале 1900-х, вместе со своими огромными вязами. Там на углу находится магазин Boutin's Store ("Магазин Бутэна"), типичный сельский универсальный магазин маленького городка на рубеже веков. Глядя в пыльное окно вы увидите бочки с мукой, сухой фасолью и крекерами, потому что это возврат в те времена, когда товары продавались именно таким образом. На прилавке вы видите сыр в чистом белом полотенце, а там, на ближайшем прилавке - стелянная витрина для конфет с закругленным верхом. Внутри нее обычный набор карамели, мятных и лакричных конфет. Ллойд вспоминает, что когда он был мальчишкой, он дрался со своим братом за право сопровождать дедушку в магазин Бутэна в начале каждого месяца, когда оплачивался счет. После того как платеж был совершен, мистер Бутэн отрезал дедушке ломоть сыра от круга. Пока дедушка обмакивал сыр в бочку с крекерами и съедал его, усатый хозяин магазина аккуратно упаковывал полосатый пакет с конфетами для мальчика, которому повезло сопровождать дедушку в этот раз.
За прилавком для мануфактуры вы найдете рулоны ситца и наверное пару шляп, и непременную вешалку для образцов. Там, на другой стороне, находятся более прозаичные предметы быта маленького городка: горшки и кастрюли, рабочие рубашки и штаны, хомуты и фонари, и даже тавот для смазки осей. Мазут для топки печей и каминов находится снаружи, сзади, в сарае, а как раз рядом с печью Франклина (разновидность домашних печей) находится пара ящиков и кресло, где члены Общества Любителей Горячих Печей проводят свои ночные собрания.
Следующим за магазином Boutin's Store, по направлению к станции, находится магазин Fiege Cigar Store (Магазин Сигар Фьежа), и проходя, вы увидите внутри мистера Фьежа, скатывающего каждую сигару в идеальный цилиндрик, а затем аккуратно облизывающего сигару, перед тем как ловко завернуть легкую наружную обертку на место. Если вы один из его постоянных покупателей, он скатает специальную сигару для вас пока вы ждете, это дело лишь нескольких минут. Семья мистера Фьежа живет наверху, и кухня находится с задней стороны первого этажа, позади сигарного магазина. Перед сигарным магазином стоит настоящий индеец, вырезанный из липы, который приехал с Липового острова (Basswood Island) в заливе Чеквамегон-Бэй. (Примечание: это реальное место на Великих озерах).
Следующее здание на этой стороне Первой стрит - это первый бревенчатый дом семьи Вахсмут, члены которой были среди первых, кто занялся лесозаготовительным бизнесом в регионе, и которые по сей день по-прежнему работают в лесопромышленности Висонсина. Не рассчитывайте найти бревенчатый дом, если вы посетите Первую стрит сегодня. Он был перемещен на задворки участка и был построен более внушительный дом, но поскольку это случилось уже после того, как Ллойд уехал из Бэйфилда, он воспроизвел Первую стрит такой, как он ее помнит.
Последнее здание в этом квартале - это гостиница Le Bonte Inn (Гостиница Лебонтэ), названная так потому, что ее построил дедушка Ллойда, Лебонтэ (в 1870-х). Она служит здесь в качестве железнодорожной гостиницы, чтобы обслуживать локомотивные бригады дороги "Омаха", которые останавливаются в Бэйфилде после своих рейсов. Когда лесная промышленность Висконсина была в расцвете, было построено более величественное здание, Island View Hotel (Отель "Вид на Остров"), чтобы обслуживать растущий бизнес.
Когда Ллойд приехал жить в Бэйфилд, Le Bonte Inn была частным жилым домом, домом его дедушки и бабушки. Он и его брат вместе жили в передней спальне на первом этаже направо. На веранде едва виднеется старый железный диван, на котором Ллойд скоротал много летних дней. Позади его спальни - последнее окно в той части дома, которая служила сараем - находится то место, где Ллойд мальчишкой строил свои первые модели. Тогда его мысли занимали корабли и лодки. Это было время до появления самолетов, радио, телевидения и прочих чудес этого века. В то время у мальчишки было много времени, чтобы работать над своими постройками.
Среди интересных особенностей этого тщательно построенного и полностью деталированного здания - поручни веранды, которые Ллойд сделал из латунных листов, вырезав замысловатую сетчатую конструкцию и вдвинув лист в паз между деревянными элементами ограждения.
Кирпичная дымовая труба построена из кусочков дерева и покрыта бумагой с рисунком кирпичной кладки так тщательно, что все соединения правильно подходят друг к другу. Чтобы обеспечить больший реализм, на бумагу были нанесены пигменты, обеспечивающие обычный закопченый внешний вид. Как и у большинства зданий, построенных Ллойдом, окна были сначала нарисованы тушью на белом толстом "бристольском" картоне (склеенном из высококачественной бумаги) и затем сфотографированы в нужном размере. Фотографический негатив полностью обеспечивает необходимый материал для окна, с поперечным бруском. Элементы оконного переплета построены с использованием отдельных кусочков дерева.
Масштабные ставни сделаны из "стрэтморского" картона. Жалюзи были вырезаны в "стрэтморе" путем аккуратного протаскивания поперек тонкого метчика. Этим методом делаются очень реалистичные жалюзи. Следует следить за тем, чтобы метчик не вышел за пределы "дощечек" на раму.
Ежедневная дорога Ллойда в школу, расположенную на холме, проходила вниз по Первой стрит, мимо зданий, которые мы уже посетили, и через улицу Вашингтон-стрит, и вверх по холму мимо гостиницы Island View Hotel, которая была построена в 1885 году. В своей железнодорожно-модельной империи Ллойд заменил Вашингтон-стрит выемкой, по которой проходят его поезда на своем пути в Бэйфилд.
Гостиница Island View Hotel ("Вид на Остров") названа подходяще. Она располагается на холме и с нее открывается вид на залив Чеквамегон-Бэй с островом Мадлен-Айленд на заднем плане. В хороший ясный день вы можете увидеть озеро Мичиган за островом. Для задника на своем железнодорожном макете Ллойд использовал увеличенную покрашенную фотографию, которая достоверно отображает пейзаж.
Каждое из 56 окон в видимой области было построено из семи кусочков дерева и смонтировано в своем собственном оконном переплете перед тем как быть установленным в стену здания. Двери были выполнены из трех слоев "стрэтморского" картона, чтобы создать панели, косяки и раму. Поручни крылечек и веранд и вычурные детали, поддерживающие крышу крыльца или веранды были сделаны фрезеровкой из латунных листов-прокладок с использованием зубных сверел.
Воспроизводя отель в масштабе 1/10" (1:120), Ллойд опирался на фотографии, старые гравюры-ксилографии, и поэтажные планы, которые он откопал, просматривая старые номера городской газеты. Потолки 12 футов высотой (3.66 м) типичны для этого периода. Деревянная дранка - кровля для крыши - была сделана с использованием обшивки (сайдинга) из шпунтованных досок (с соединением "в четверть") подходящего размера, и затем нанесением зарубок для изображения дранки на каждую. Дощечки для конька крыши были уложены вручную, как и на крыше башни с мансардой.
Будучи мальчишкой, Ллойд поднимался по ступеням этого отеля и гулял по веранде до дальнего конца, затем взбирался на перила и спрыгивал на землю, чтобы продолжить свой путь вверх по холму в школу. Если вы пройдетесь по Бэйфилду сегодня, не ожидайте найти гостиницу Island View Hotel. После того как расцвет лесопромышленности миновал здание было снесено в 1914 году, когда окрестности были вырублены, а туризм не мог окупить содержание этого отеля для лесопромышленников.
Конечно, еще есть что посмотреть в Бэйфилде и в других частях изумительной дороги Tomahawk Trail Ллойда Чёрча, но наш визит должен очень ясно продемонстрировать большинству из нас, что при должном планировании и размышлении мы можем построить на своих макетах гораздо больше, чем чисто физическая сторона дела. Мы можем, если хотим, воссоздать историю, возвращая часть прошлого.
Это Первая Стрит Бэйфилда, кк она выглядела в начале 1900-х. Универсальный магазин Boutin's полностью укомплектован, вплоть до стеклянной витрины на прилавке с сыром, карамельками и лакричным кремом. Магазин сигар Fiege's Sigar Store находится по соседству.
Гостиница Le Bonte Inn была домом Ллойда Чёрча много лет. Его дед построил и управлял ею как железнодорожной гостиницей. Также на рисунке виден бревенчатый дом, который давно уже передвинут на заднюю сторону участка в Бэйфилде и заменен более современным жилым домом.
Эта жемчужина мастерства - гостиница Island View Hotel, построенная в период лесного бума в Бэйфилде. Чёрч использовал старые гравюры и фотографии, чтобы построить доведенную до совершенства модель со всеми пышными украшениями.